понеділок, 27 лютого 2012 р.

Законодательная реорганизация Национального банка Украины

Как разработать нужный закон о Центральном (Национальном) банке Украины
Поліна Власенко, Ph.D. in Economics, працює: Американський Інститут Економічних Досліджень (www.aier.org)

Предложение в САМОМ общем виде

  1. Стабильность цен является ОЧЕНЬ важным фактором
    1. инфляция значительно затрудняет планирование будущего, из-за чего сильно страдают инвестиции и экономический рост.
    2. Инфляция это налог на продуктивное использование ресурсов и он платится каждым, у кого есть деньги. Это часто приводит к тому, что люди стараются не держать сбережения в (национальных) деньгах (практически люди переводят свои деньги в иностранную валюту, когда такой обмен возможен), ограничивая тем самым сферу влияния экономической политики на экономику (страны).
    3. Высокая инфляция приводит к большим издержкам в эффективности – она побуждает людей тратить свое время на придумывание того, как лучше распорядиться деньгами и защититься от инфляции, вместо того, чтобы решать другие производительные цели.
  2. Метод сохранения стабильности цен хорошо известен в экономической теории и практике.
    1. Уровень цен это в сущности есть обменный курс между деньгами и товарами. Он определяется исключительно относительными количествами денег и товаров.
    2. Если количество денег в экономике поддерживается в правильной постоянной пропорции к произведенным товарам, инфляция не случится (или будет очень низкой).
  3. Если метод сохранения стабильности цен хорошо известен, то почему ее так трудно добиться?
    1. Стимулы (намерения) Центрального (Национального) банка
      1. Центральный банк может преследовать (ставить перед собой) ТОЛЬКО ОДНУ из следующих целей: (1) (поддерживать) конкретно определенный уровень инфляции; (2) (поддерживать) конкретно определенный количественный объем денег (объем денежной массы); (3) (поддерживать) определенный обменный курс (национальных денег). Эти три фактора взаимосвязаны. Если вы ставите своей задачей достижение одной из этих целей, то остальным параметрам надо разрешить настроиться (отрегулироваться) соответственно автоматически. Конкретно для Украины: если целью проводимой политики является поддержание определенного обменного курса (национальных денег), то стабильность цен не может быть гарантирована.
      2. Управляя предложением (национальных) денег Центральные банки могут добиться других целей (таких, как более низкий уровень безработицы или определенный уровень обменного курса) за счет стабильности цен (принеся в жертву стабильность цен). Эти другие цели заметны в короткой перспективе (и таким образом политически желательны), в то время как инфляция проявляется в долговременной перспективе (нечто менее беспокоящее в политике).
    2. Инфляционные ожидания играют (существенную) роль и их часто трудно изменить. Таким образом, переход от состояния экономики с высокой инфляцией к состоянию с низкой инфляцией часто влечет за собой период неприятной (непопулярной) экономической политики (может привести к спаду); так что многие политики не хотят делать это.
    3. Определенные сильные группы с общим интересом могут получать выгоды от инфляции (это могут быть банки или некоторые крупные предприятия, такие как крупные экспортеры и т.д.) Они имеют силу влиять на политику правительства и они предпочитают инфляционную политику. Преимущества такой инфляционной политики достаются этим группам специальных интересов, в то время как издержки такой политики падают на плечи каждого в этой стране.
  4. Главной целью этого закона (законодательной инициативы) должно быть создание соответствующих стимулов для Центрального банка.
    Как видно из пункта 3 выше, Центральному банку трудно “делать правильные вещи” потому что:
    1. У него противоречащие друг другу цели;
    2. Он подвержен политическому давлению либо других ветвей власти, либо групп со специфическими интересами.

    Разработанный должным образом закон может решить обе эти проблемы. Закон должен:

    1. Четко установить ТОЛЬКО ОДНУ цель — стабильность цен — как цель, к достижению которой должен стремиться Центральный банк.
    2. Создать механизм ответственности Центрального банка за достижения этой цели; это поможет Центральному банку не поддаваться на лоббирующие усилия и другие “просьбы” изменить свою политику. 
      Примером такого механизма является: Центральный банк должен публично объявить своей задачей конкретный параметр инфляции, который он должен поддерживать и если этот параметр не будет поддерживаться, то управляющий(ие) Центрального банка понесут за это определенную персональную ответственность.
    3. Обеспечить Центральному банку операционную независимость, так чтобы Центральный банк мог немедленно принять решения, необходимые для достижения стабильности цен (без необходимости одобрения этих решений парламентом или кем-либо еще).
  5. Что произойдет, если этот закон будет принят в Украине?
    1. Сначала трудный период приспособления. Из-за:
      1. Инфляционных ожиданий; для изменения их экономика вынуждена будет претерпеть спад для того чтобы инфляция понизилась.
      2. Нужно добиться доверия к новому закону; из-за того, что новый закон говорит, что управляющий Центрального банка ответственен за достижение объявленной цели, это еще не означает, что на практике этот закон будет исполняться таким образом, как в нем написано. На практике это может оказаться трудной задачей.

    Но положительные эфекты проявятся в более долгосрочной перспективе (через несколько лет):

    1. Самоотбор соответствующих (подходящих) людей на должности в Центральном банке.

      Больше не будет возможности получить влияние или личную выгоду от своей должности, так что на эти должности будут претендовать люди другого типа.
    2. Низкая инфляция даст высокие продуктивные выгоды. Это будет включать в себя: бОльшие инвестиции, как внутренние так и внешние; низкие банковские проценты, которые будут выгодны как бизнесу, так и потребителям; со временем бОльшая доля экономики будет деноминирована в гривне (а не в иностранной валюте), делая более легкой проведение эффективной экономической политики; люди повсеместно будут отходить от придумывания способов лоббирования правительства в желаемом направлении к другому подходу: поиску путей производительного использования своего капитала.
    3. Продуктивные выгоды обычно настолько велики, что после нескольких лет ценовой стабильности, большинство избирателей в стране будет сильными сторонниками такой политики, даже те из них, которые ранее настаивали на том, что другие цели, такие, как низкая безработица или стабильный обменный курс должны быть более приоритетны, чем ценовая стабильность.

Немає коментарів:

Дописати коментар