пʼятницю, 22 квітня 2011 р.

Экономические уроки рухнувших империй


Экономические уроки рухнувших империй (О.Ю. Мамедов, заслуженный деятель науки РФ - http://politconcept.sfedu.ru/2009.1/contents.html)

  1. Но вот что удивляет, - хотя возникновение римского principate и уменьшало политическую свободу граждан (которой они «по горло» насытились в кровавые времена гражданских войн), но это – в том далёком Древнем Риме - странным образом сопровождалось расширением свободы экономической! В таком парадоксе можно усмотреть первый урок древнеримской истории для истории современной: как бы высоко ни ценило общество идеалы демократии и либерализма, смутный период социального переустройства всегда завершается временным отказом от такого переустройства и жаждой социальной передышки. Это время и было использовано Августом для институционализации частной собственности, индивидуального предпринимательства и поддержки свободной торговли, значительно сняв бремя налогообложения, то есть делал то, что делаем и мы, отдалённые и боковые потомки древних римлян, в эпоху доставшейся нам социальной передышки.

  2. Каким образом? Римскими инвестициями в хорошие дороги и удобные гавани! Фактически это была первая в мировой истории целевая комплексная программа, проводимая центральной властью. Отдав скромную пятипроцентную(!) дань в виде таможенных пошлин, свободная торговля управляла экономикой на всём пространстве возникающей Империи. Это был невиданный расцвет свободы для торговли и время роскошных возможностей для частной инициативы. И в этом можно усмотреть второй урок древнеримской истории для истории современности, удачно подхваченный кейнсианской теорией и пост-кризисной практикой Европы и США 30-х годов ХХ века

  3. ХОРОШЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ: Тибериус, второй император Рима (14-37 н.э.), удачно продолжил экономическую политику Августа – он одержим желанием ускорить экономический рост империи и упрочить положение среднего класса, в котором видел социальную основу Империи. Уж не идёт ли речь о третьем уроке древнеримской истории для истории современности?

  4. Итак, благодаря Августу и Тибериусу первое столетие Римской империи вошло в её историю как эпоха экономического процветания, наступившего благодаря исключительно либеральным внутриримским экономическим условиям. В пределах всей Империи, охватывавшей весьма обширные территории, был установлен мир – главное условие экономического процветания (уж не считать ли это уроком четвёртым?), что обеспечило безопасность всех торговых коммуникаций

  5. Важно отметить ещё одно обстоятельство - основная масса правительственных чиновников также была исключена из числа получателей пособия. И
    это пятый крайне важный исторический урок, тем более для нас, хорошо знающих – там, где обосновался чиновник, уже не сможет пробиться ни македонская фаланга, ни греческая когорта, ни римский легион!

  6. Шкала августинской системы налогообложения была либеральнее (на языке финансистов намного менее прогрессивной): налогооблагаемые сообщества были ответственны только за неподвижный элемент налога. Таким образом, «сверхнормативный» прирост дохода не подлежал дележу с государством. Производители знали заранее точную величину их налогового вычета и то, что «сверхдоход» оставался в их распоряжении. Это был большой стимул для дополнительного производства. Ей-богу, недурной шестой урок для современных фискалов!

  7. И хотя некоторые авторы приписывают императорам клавдиевской фамилии поддержание политики Августа «laissez faire», ориентация на рост дохода именно государства, а не граждан, стала подтачивать силу римской экономики. И это уже – седьмой, самый важный урок экономической истории.

  8. ...императоры предпочитали не налоги повышать, а понижать содержание драгоценного металла в монетных знаках, обесценивая тем самым валюту. И не понимали властолюбивые императоры того, что сегодня знают даже первокурсники: это порождало худшую форму налогообложения - инфляцию, единственное удобство которой для правительств всех времен состояло в её невидимости... Правда, правительство не пренебрегало и продажей государственной собственности, а отдельные недобросовестные императоры (такие, как Домициан, 81-96 н.э.) превратили в источник дохода явно сфабрикованные обвинения, чтобы конфисковать активы богачей. Если последнее и считать восьмым уроком, то только негативным. Хотя налоги на обычных римлян не были подняты, право на получение римского гражданства было максимально расширенно, что переводило в статус налогоплательщика всё большее число людей. Зато налоги на богачей были резко увеличены, особенно в случаях наследования и освобождения (рабов).

  9. Императоры искренне полагали, что сила (армия) есть главный источник власти, и потому сконцентрировали свои усилия на финансовой поддержке армии. В соответствии с этим миропониманием частное богатство Империи постепенно конфисковывалось или облагалось убийственным конфискационным налогом. Но когда богачи не смогли больше заплатить по счетам государства, тяжкое бремя налогов незамедлительно упало на низшие классы. И плохо стало уже всем, и в первую очередь тем, кто раньше радовался разорению и истреблению богачей, а теперь сами разделяли их участь. Экономический диагноз - в третьем столетии нашей эры впервые потерпела катастрофу «древнеримская монетарная экономика». Кончилось всё это очевидным – экономический рост сменился экономическим застоем. Пожалуй, это можно счесть девятым уроком.

  10. Однако крах денежной системы разрушил нормальную систему налогообложения. Результатом явился хаос, породивший государственный экономический терроризм - государство было вынуждено заставлять людей продолжать работать и производить. Для этого государство ввела систему прикрепления людей к данному виду и месту занятости: фермеры (и их дети) были привязаны к земле, подобные же требования распространялись на всех других рабочих, производителей и ремесленников. Даже солдаты были обязаны оставаться солдатами всю жизнь, как и их сыновья! Высшие сословия принуждались к оказанию муниципальных услуг, таких, как сбор налогов. И если сбор налогов не соответствовал видам государства, то они должны были за свой счет покрывать дефицит. Чудненько придумано. Устойчивое вторжение государства во все сферы экономики давали один и тот же результат – разрушение источников экономического роста. И это – урок десятый. Панэтатизм усиливал тенденцию к феодализации экономики, так как «натурализация» производственных связей превращалась в способ «выхода» из экономической системы общества.

1 коментар: