неділя, 9 січня 2011 р.

Что будет после кризиса - читайте, молодежь, это Ваше возможное "будущее"


Окончание

Краткосрочные и среднесрочные экономические перспективы

Я мог бы легко потратить остаток моего доклада, с удовольствием смакуя список этих пожеланий. Но вместо этого, я хотел бы потратить оставшееся в моем распоряжении время, чтобы оценить наши экономические перспективы. И наши перспективы не очень хорошие. Чтобы сэкономить время, я остановлюсь на США, но многое из того, о чем я говорю, относится в какой-то степени и к другим странам.

Давайте начнем с инфляции.

Если мы посмотрим на период 2006―2008 годов, мы увидим темпы инфляции в размере от 2% до 4% в год (по отношению к прошлому году), но широкие денежные агрегаты увеличивались достаточно быстро и росли с двузначными показателями к концу 2008 года. Мы также видим чрезвычайно быстрый рост узких денежных агрегатов, монетарной базы, которая выросла на 100% за 2008 год, как следствие очень опасной и безответственной политики "количественного смягчения".

С начала этого года, правда, мы видим, остановку роста денежной массы и некоторое падение цен. Тем не менее, я бы не придавал слишком большого значения такому кратковременному спаду в темпах роста монетарной базы, особенно в период, когда спрос на деньги явно падает из-за последствий экономического спада. Вместо этого, нам следует обозреть более широкий период, и рассмотреть возможное влияние большего количества избыточных денег, которые уже есть в системе. Так, в целом, в сочетании с по-прежнему низкими процентными ставками, эти показатели свидетельствуют о свободной денежной политике и перспективе возрождения инфляции, как только экономическая деятельность вернется к нормальному состоянию.

Процентные ставки сейчас низкие, отчасти из-за "мягкой" денежно-кредитной политики, но также благодаря притоку "горячих" денег, поступающих в якобы безопасный рынок облигаций Казначейства США. Низкие процентные ставки означают высокие цены на облигации, и уже имеются признаки того, что рынок облигаций Казначейства США переживает приличный (по размерам) спекулятивный пузырь. Этот пузырь очень уязвим ― даже небольшой рост инфляции может легко спровоцировать потерю доверия и массовый уход с рынка. Если это произойдет, процентные ставки на рынке могут резко возрасти. И, конечно, мы не должны забывать, что перспектива большого дефицита федерального бюджета на протяжении довольно длительного периода будет оказывать повышающее давление на процентные ставки. Так что процентные ставки будут расти.

В то же время, ФРС сталкивается с трудной дилеммой: если она будет продолжать свою нынешнюю денежно-кредитную политику, то возобновится инфляция, и, вероятно, с удвоенной силой. Самое худшее, что ФРС может сделать, это нажать еще сильнее на акселератор монетарной политики. Это временно понизит процентные ставки, но приведет к повышению инфляции и повышению процентных ставок в последующем ― и, по всей вероятности, к возврату стагфляции и к еще одному мощному циклу спада―подъема.

Но, с другой стороны, самое лучшее, что ФРС может сделать, это также самое трудное для нее: стиснуть зубы и нажать на тормоз денежно-кредитной политики. Такая политика столкнется с массированным политическим сопротивлением ― и рискует проколоть пузырь рынка облигаций и помешать восстановлению экономики.

По сути, ФРС рискует подорваться на собственной мине ― последствии своего прошлого расточительства.

Ближайшая перспектива выглядит не слишком хорошо: возобновления инфляции, даже гиперинфляции; высокие процентные ставки; крах рынка ГКО облигаций; неопределенность относительно восстановления экономики и, возможно, ее провал, а также опасность долларового кризиса.

Для тех из вас, кто хочет услышать какой-то инвестиционный совет, то мой совет сводится к выбору между двумя позициями: держите средства в наличности (в кэше) или займите выжидатедьную позицию.

Долгосрочные перспективы: Дефицит + социальные программы



Но все эти краткосрочные заботы не идут ни вкакое сравнение с долгосрочной перспективой.

Дефицит федерального бюджета будет больше, чем 10% от ВВП на протяжении ближайших лет ― это чрезвычайно много.

Но это лишь верхушка айсберга. Мы также должны принять во внимание необеспеченность социальных программ, которые федеральное правительство взялось финансировать: Medicare и Medicaid, и система выплаты пенсии, выплачеваемой из налогов сегодгяшних работников, а не из специальных пенсионных фондов, составленных из регулярных взносов работника до его выхода на пенсию.

Все эти расходы будут увеличиваться в возрастающем объеме в связи с увеличением числа пенсионеров по отношению к числу работающих, увеличением продолжительности жизни пенсионеров и увеличением социальных пособий пожилым людям.

Давайте посмотрим на некоторые цифры.

Стоимость необеспеченных социальных программ и Medicaid составляет более $100 трлн ― и продолжает расти. Это примерно в десять раз больше, чем общая существующая задолженность Соединенных Штатов, и это составляет около $330000 на каждого мужчину, женщину и ребенка в США ― или около $1.3 миллиона для семьи из четырех человек. И продолжает расти.

Итак, средняя американская семья из четырех человек сталкивается с предъявляемым правительством счетом на $1.3 миллиона сверху к уже существующим налогам! Вообразите, что этим семьям не надо будет оплачивать этот чек ― тогда они все были бы миллионерами! Добро пожаловать в эру отрицательных миллионеров.

Не удивительно, что ведущие эксперты в настоящее время открыто спрашивают, не являются ли Соединенные Штаты банкротом, и они в ожидании возможного будущего, при котором молодые, образованные американцы будут бежать из страны в массовом порядке, чтобы избежать непосильных налогов ― и, конечно же, поступая таким образом, они оставят своих сограждан еще с большим бременем, приходящимся на душу населения. Это живая иллюстрация случая, описываемого выражением: “Последнему, кто будет уходить ― Выключите свет!”.

Процитирую слова одного из ведущих представителей власти, президента Федерального резервного банка в Далласе:

&lrdquo;Я вижу страшный шторм, зреющий в форме ничем не связанного долга правительства... Если мы не предпримем мер по решению этой проблемы, долговременная фискальный дисбаланс федерального правительства будет невообразимо более разрушительным для нашего экономического процветания, чем ипотечный кризис и недавнее расточительство на кредитных рынках.” (Ричард У. Фишер, 2008)2

Тех из вас, кто молод, последствия коснутся непосредственно лично вас. У вас есть долги за учебу в колледже, которые надо оплачивать. Трудно устроиться на работу, не говоря уже о том, чтобы устроиться на хорошо оплачиваемую. Вы не сможете улучшить свои жилищные условия, поскольку жилье станет слишком дорогим. Налоги вероятнее всего будут высокими и будут продолжать расти на протяжении всей вашей рабочей жизни.

Из заработанного у вас мало чего останется, чтобы заплатить взносы на свою персональную пенсию. А уже текущие прогнозы предполагают, что вы, вероятно всего, вполне доживете до своих 90 лет и больше, но там мало что останется в наличии для вашей государственной пенсии, когда вы выйдете на пенсию ― при условии, что вы вообще сможете выйти на пенсию. Эксперты в сфере пенсионного обеспечения поговаривают о предельном возрасте для выхода на пенсию, и возраст выхода на пенсию уже начинают увеличивать.

Исторически говоря, хорошая жизнь на пенсии будет представляться в будущем, как роскошь, существовавшая в 20-м веке, как то, что люди обычно не имели до и после (20-го века). А ВЫ опоздали: в то время как предыдущие поколения получали ее легко, вы будете вкалывать всю жизнь и работать до упаду.

Если вы все еще не полностью подавлены, то до вас, очевидно, еще не дошла полностью суть сказанного мною.

Можно возразить, что этот кошмарный сценарий является несправедливым обманом, и вы будете правы. В самом деле, это может напомнить некоторым из вас схему Понци (или пирамиду Понци). Схема Понци является по сути мошенничеством. Некто организовывает инвестиционный проект и убеждает других людей вкладывают в него свои деньги. Эти люди вовлекают других людей, а они в свою очередь вовлекают еще людей и так далее. Каждый новый вовлеченный воображает, что его деньги инвестируются для его пользы, но на самом деле деньги в действительности снимаются теми, кто уже в системе (организовал ее и находится в самом верху).

Процесс продолжается до тех пор, пока в схему приходит достаточно много новых людей, но в какой-то момент становится ясно, что эта схема не может выплачивать обещанное. Приход новых людей прекращается и схема рушится. И крах неизбежен. Те, кто пришел в начале, получают с этого неплохие деньги, те, кто пришел позже, получают гораздо меньше ― а те, кто пришел последним, теряют все.

Я бы сказал, что система социального пенсионного обеспечения ― система переводов средств между поколениями, в которой молодое поколение оказывается подписанным в нее старшим поколением зачастую еще до своего рождения ― не только напоминает, но на самом деле является пирамидой Понци, крупнейшей из когда-либо придуманых афер, работаюющей по мере прихода следующего поколения. И вы, присутствующие здесь молодые люди, должен сказать с сожалением, если хотите увидеть, кто новые рекруты этой финансовой пирамиды, просто посмотрите в зеркало.

Итак система должна неминуемо рухнуть. Чем вы моложе, тем больше вам предстоить потерять. И чем дольше эта афера продлится, тем большими потерями она вам обойдется.

Я говорю вам, молодым: выбор за вами, как долго вы намерены с этим мириться. Я говорю ― это ВАШ выбор, потому что те из нас, кто постарше ― им немного повезет ― они покинут сцену до того, как придет ваша очередь расплатиться (за последствия принятия такой системы).

Выбор за вами.

Вы можете играть по правилам, которые старшее поколение установило для вас. Вам предстоит платить все большие и большие налоги, работать все тяжелее и тяжелее, получать все меньше и меньше для самих себя ― вы получите жизнь, мало чем отличающуюся от рабства, ― а затем система все равно рухнет.

Или вы можете дать отпор. Нет такого закона в природе, который говорит, что вы должны оплачивать чек, который другие люди выписали на ваш счет. Вы не рабы ― вы рабы, только если вы решите ими стать. Вы можете отказаться оплачивать эти чеки.

Я очень хорошо понимаю, что такой выбор не прописан ни в каких правительственных законах, и последствия, о которых я говорю, являются революционными и, безусловно, опасными.

Давайте будем откровенными в том, что я предлагаю. Я предлагаю, что если дефолт является неизбежным, и, если дефолт наносит тем больший ущерб, чем дольше он оттягивается, то может не стоит его оттягивать? Мы должны проткнуть этот нарыв, и убить аферу ― лучше раньше, чем позже.

Вы хотите выбрать тяжелый труд и рабство, за которыми следует окончательная нищета, или же вы хотите постоять за себя и побороться за шанс на достойную жизнь? Выбор за вами.

Кто это как-то сказал рабочим всего мира, что им нечего терять кроме своих цепей?

Я хотел бы закончить, как я и начал, цитируя человека этой ситуации, пророка идеи краткосрочного подхода, Джона Мейнарда Кейнса. В 1930 году Кейнс написал восхитительное эссе, “Экономические возможности для наших внуков”, в котором он заглянул в свой хрустальный шар и подумал о том, какая экономическая жизнь будет сто лет спустя, в 2030 году, который от нас всего в паре десятилетий.3

Кейнс предвидел преимущества технического прогресса, приводящего нас постепенно к состоянию экономического блаженства, в которой проблема экономической необходимости будет по сути решена. Он предполагал, что будут 3-часовые рабочие смены, и 15-часовая рабочая неделя, работа не столько из-за нужды, но больше ради того, чтобы что-то делать, и он беспокоился о том, как люди психически приспособятся к такому количеству свободного времени в своем распоряжении. Мы будем подобны библейским лилиям в поле, которые не трудятся и не прядут.

И, наконец, спустя тысячелетия борьбы, реальная жизнь, в конце концов, догоняет нас традиционной эпитафией на могиле поденщицы. После жизни, проведенной в неустанной тяжелой работе, она пришла, чтобы слечь в свою могилу, и больше всего ей хотелось длинного, долгого отдыха:

Не плачьте по мне, друзья, не плачьте обо мне никогда,

Ибо мне уже не придется ничего делать во веки веков.

По крайней мере, Кейнс был прав в одном: у вас теперь будет совсем другое количество свободного времени для досуга (и совсем не так много, как вы ожидали). Благодарю вас всех.

Кевин Дауд является убежденным либертарианским экономистом, главная сфера его интересов - свободные банки и свободное предпринимательство в финансовой отрасли. Недавно он уволился из Ноттингемского университета в Англии и живет в Шеффилде, Англия, вместе с женой и двумя дочерьми. Его следующая книга (написана с Мартином Хатчинсон),“Алхимики потерь: Как современная финансовая политика и государственное вмешательство разрушило финансовую систему”, должна быть опубликован издательством Wiley в мае месяце 2010 года. См. Кевин Дауд в архивах статьи. article archives.

Этот доклад был впервые представлен на Парижском Свобода Fest, 13 сентября 2009.

Немає коментарів:

Дописати коментар