Изучая вывихи мышления бюрократов
Есть новая модная научно-поведенческая Экономикс, — так ее называют — которая применяет понимание психологии к тому, как люди принимают экономические решения. Она пытается объяснить, например, стадный инстинкт, который привел к тому, что люди во время недавнего кризиса пренебрегли здравым смыслом и поверили россказням о ценностях активов, потому что другие ведь тоже поверили: "эффект подражания." И это называется "психологическая склонность к запоздалым суждениям" - всеобщая тенденция в течение недавнего спада, представляющая прошлые события более предсказуемыми, чем они были. Поведенческая Экономикс также принесла нам такие понятия, как "отвращение потери": наше нежелание отдать доллар, который мы имеем намного больше, чем нежелание отдать доллар, который мы еще не получили.
Но в то время, как наблюдается большой интерес к психологии и неврологии рынков, намного меньший интерес проявляется к психологии и неврологии правительств. Слависа Тасич из Университета Киева, написал недавно статью для Института Бруно Леони в Италии об этом упущении. Он утверждает, что участники рынка не единственные, кто делает ошибки, при этом он прозаично отмечает, что "в господствующей экономической литературе почти полностью отсутствует озабоченность тем, что регуляторные проекты страдают от нехватки компетентности." Государственные служащие тоже обычные люди.
Г-н Тасич идентифицирует пять ошибок, которые часто делают правительственные регуляторы: смещение действия, мотивированное рассуждение, сосредотачивающаяся иллюзия, эвристический аффект и иллюзии компетентности.
В последнем случае, психологи показали, что мы систематически переоцениваем, насколько мы понимаем причины и механизм действия вещей, понятных нам только наполовину. Шведский экономист в области здравоохранения Ханс Рослинг однажды дал студентам список пяти пар стран и спросил, какая нация в каждой паре имеет более высокий уровень детской смертности. Студенты получили в среднем оценку 1.8 из 5. Г-н Рослинг отметил, что, если бы он дал тест группе шимпанзе, то средняя оценка у группы шимпанзе была бы 2.5. Таким образом, проблемой его студентов было не невежество, а то, что они уверенно считали правильным то, что было неверным.
Проблема смещения действия более известна в Англии как "закон об опасных собаках" после того, как предыдущее правительство, столкнувшись с несколькими случаями, в которых собаки травмировали или даже загрызли насмерть людей, почувствовало необходимость ввести в большей части неуклюжий и бюрократический закон, который плохо работал. Несомненно поспешные законодательные инициативы после нынешнего финансового кризиса будут включать некоторые законы, очень смахивающие на закон об опасных собаках. Требуется необычная храбрость для регулятора, чтобы встать и сказать, что "то-то не должно быть сделано,", чтобы это "то-то" не ухудшило ситуацию еще сильнее.
Мотивированное рассуждение означает, что мы имеем тенденцию верить тому, чему нам удобно верить. Если Вы управляете некой организацией, скажем, Группой По Изменению Курса Астероида Для Спасения Человечества (ГПИКАДСЧ), и Вы озабочены возможным сокращением Вашего бюджета, будет неудивительно, что Вы будете излишне остро реагировать на каждый космический обломок, пролетающий невдалеке от Земли. Правительственные Регуляторы редко приводят доводы в пользу отмены госконтроля.
Сосредотачивающаяся иллюзия частично происходит от того факта, что люди имеют тенденцию видеть выгоды от политики, а не затраты при проведении этой политики, которые в ней спрятаны. Как утверждал французский теоретик Фредерик Бастиа - ошибочно думать, что разбитое окно создает работу, потому что, в то время, как выгода появления работы для стекольщика очевидна, потеря работы для портного, вызванная потерей денег тем, для кого стеклят окно — и последующего его решения отложить покупку пальто - не так очевидна. Недавняя история полна сообщениями о вмешательствах в экономику правительств, и эффект от этих вмешательств очень похож на вышеизложенный пример.
"Эвристический аффект" это причудливое название для довольно очевидного понятия, а именно, что мы недооцениваем недостатки вещей, которые нам эмоционально предпочтительны. Например, загрязнение от утечки нефти при глубоководном бурении конечно убило приблизительно 1 300 птиц, может быть еще немного больше. А ветровые электростанции в Америке убивают от 75 000 до 275 000 птиц каждый год, и в общем-то более редких видов, таких, как орлов. При этом компании, владеющие ветровыми электростанциями, не подвергаются таким принудительным ограничениям в бизнесе и осуждению в прессе и обществе, как нефтедобывающие компании.
Законодателям, чтобы понять, как законы будут применяться в реальной жизни, надо знать и понимать привычки мышления тех официальных лиц, которые обязаны эти законы проводить в жизнь.
—Matt Ridley, напечатано в "The Wall Street Journal", стр. C4, 23 октября 2010 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар